Культовые научно-фантастических фильмы 10 разных по тематике, направлению и времени картин из списка «100 величайших научно-фантастических фильмов всех времен» по версии ресурса Total Sci-Fi 1. 2001 год: Космическая одиссея (1968) Стэнли Кубрик (2) 2. Солярис (1972) Андрей Тарковский (10) 3. Метрополис (1927) Фриц Ланг (5) 4. Путешествие на Луну (1902) Жорж Мельес (14) 5. Инопланетянин (1982) Стивен Спилберг (9) 6. Бразилия (1985) Терри Гиллиам (17) 7. Видеодром (1983) Дэвид Кроненберг (62) 8. Матрица (1999) братья /сестры Вачовски (21) 9. Взлетная полоса (1962) Крис Маркер (29) 10. Человек-невидимка (1933) Джеймс Уэйл (53) (место на котором фильм стоит в списке указано в скобках) 1. 2001 год: Космическая одиссея (1968) Стэнли Кубрик Культовый научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика 1968 года, ставший вехой в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом. Фильм представляет собой философскую притчу о взаимодействии времени, пространства и разума, которая раскрывает границы понимания вселенной.Кларк разработал сценарий вместе с Кубриком еще до написания романа «2001: Космическая одиссея», вышедшего в свет сразу после фильма. В 1991 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США. По версии Американского института кино, это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда, а по версии международных кинокритиков — и во всей истории мирового кино. 2. Солярис (1972) Андрей Тарковский «Солярис» — драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноименного фантастического романа Станислава Лема об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом. Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам некоторых опросов входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа. Действие происходит в неопределенном будущем. Соляристика — наука, изучающая далекую планету Солярис, — зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия — продолжать ли тратить ресурсы на исследования планеты или окончательно свернуть их. Споры подогревает свидетельство пилота Бертона. Некоторые делают из него вывод, что океан планеты, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин (главный герой) вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте. 3. Метрополис (1927) Фриц Ланг Культовый немой художественный фильм Фрица Ланга по роману Теи фон Харбоу, эпическая метафорическая и научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Считается одним из величайших немых кинопроизведений в истории. Действие разворачивается в Будущем. Огромный футуристический город разделен на две части — верхний Рай, где обитают «хозяева жизни», и подземный промышленный Ад, жилище рабочих, низведенных до положения придатков гигантских машин. Декорации, воплотившие утопический мир будущего не просто удивляют, а поражают даже избалованного зрителя. Будучи мастером немецкого киноэкспрессионизма Фриц Ланг успешно справился с, казалось бы, непосильной задачей. В 1927 году германский режиссер создал картинку достойную кинотеатров и XXI века. 4. Путешествие на Луну (1902) Жорж Мельес (цветная версия) «Путешествие на Луну» француза Жоржа Мельеса по праву считается первым в истории кино научно-фантастическим фильмом, а самого режиссера можно без преувеличения назвать основоположником игрового кино. Сюжет этой, во многом комической и пародийной ленты объединяет в себе знаменитые романы «От земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые люди на Луне» (1895) Герберта Уэллса. Фильм считается одним из безусловных шедевров раннего кинематографа благодаря постановочной изобретательности Мельеса: он блистательно выдержал ироническую интонацию и наполнил картину спецэффектами, большинство которых изобрел сам. Хрестоматийную известность приобрел кадр, где снаряд попадает Луне прямо в глаз. 5. Инопланетянин / E.T. the Extra-Terrestrial (1982) Стивен Спилберг Потрясающая и очень трогательная сказка о дружбе детей с инопланетным существом. Фильм подходит для зрителя абсолютно любого возраста. Очень рекомендуем к просмотру всем, кто еще не видел это кино. Лента получила 4 премии «Оскар» и множество других наград. «Инопланетянин» был выпущен в 1982 году и обойдя «Звездные войны» и стал самым кассовым фильмом за следующее десятилетие. 6. Бразилия (1985) Терри Гиллиам Наиболее амбициозный проект талантливого художника, аниматора, режиссера Терри Гиллиама, который, расставшись с абсурдно-юмористической британской группой «Монти Пайтон», дал полную волю своей неиссякаемой фантазии. В этом фильме, грандиозном по декорациям и размаху съемок, Гиллиам еще сильнее подчеркнул манеру острой социальной сатиры, опробованную в несколько сказочной форме в «Джэбберуоки». И явно намекнул не только на знаменитый пророческий роман «1984» Джорджа Оруэлла, но и на традиции кафкианского, уже мрачно-абсурдного стиля. Сэм Лаури вполне доволен своей жизнью, он предпочитает работу мелкого клерка и согласен мириться с необустроенным собственным бытом вопреки воле матери, входящей в элиту системы. Но внезапно он встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу. 7. Видеодром (1983) Дэвид Кроненберг Дэвид Кроненберг приобрёл первоначальную известность благодаря фильмам ужаса и фантастическим лентам, которые он снимал в конце 70-х — начале 80-х годов. И его «Видеодром», который Энди Уорхол назвал, «Заводным апельсином» 80-х годов», создан как будто специально для теле- и видеоманов, проводящих все свое время у экранов. Макс Ренн, владелец пиратской станции кабельного телевидения, занимается показом программ порнографического содержания. Желая заполучить во что бы то ни стало новое откровенное телешоу садомазохистского плана под названием «Видеодром», он сам оказывается жертвой интриги, когда реальность и запечатленное на экране меняются местами. Видеокошмары проникают за пределы телеканала, действуя галлюциногенно и полностью подчиняя волю Ренна. Получается, что как минимум на десятилетие Кроненберг предвосхитил внедрение в наше сознание виртуальной реальности, к которой, кстати, позднее вернулся на совершенно новом уровне в картине «Экзистенция». 8. Матрица (1999) братья /сестры Вачовски Культовый научно-фантастический фильм, изображающий будущее, в котором реальность, существующая для большинства людей, есть в действительности симуляция типа «мозг в колбе», созданная разумными машинами, чтобы подчинить и усмирить человеческое население, в то время как тепло и электрическая активность их тел используются машинами в качестве источника энергии. Узнав об этом, хакер по кличке Нео оказывается втянут в повстанческую борьбу против машин, в которую также вовлечены другие люди, освободившиеся из «мира снов» и выбравшиеся в реальность. Картина вызвала значительный резонанс в сфере философской мысли, обсуждению ее аллегорического смысла посвящены многочисленные статьи. Наиболее полное соответствие идее «Матрицы» находят в платоновском мифе о Пещере; кроме того, в фильме содержится целый ряд философских, религиозных и художественных реминисценций. Среди возможных источников вдохновения для создания фильма также называются гностицизм, киберпанк и хакерская субкультура. 9. Взлетная полоса (1962) Крис Маркер Единственный игровой фильм знаменитого документалиста Криса Маркера и один из первых фильмов о субъективно переживаемых путешествиях во времени. Выполнен в технике фоторомана: образный ряд состоит из сменяющих друг друга фотографий. Картина Маркера вписана в историю кино как один из самых значительных и влиятельных образцов кинофантастики. Кинокритики сравнивают его с рассказами Борхеса и «В прошлом году в Мариенбаде» напарника Маркера по документальным проектам 1950-х, Алена Рене. На протяжении всего своего творческого пути прустианцы Маркер и Рене оставались зачарованы всесилием и в то же время несовершенством памяти. 10. Человек-невидимка (1933) Джеймс Уэйл Экранизация одноименного произведения Герберта Уэллса. Фильм входит в классическую серию фильмов ужасов студии Universal. В 2008 году фильм включен в Национальный реестр фильмов США, обладая культурной, исторической или эстетической значимостью. Амбициозный ученый Джек Гриффин становится обладателем вещества, делающего материю невидимой. Вещество обладает сильным побочным эффектом: используя этот препарат человек сходит с ума. Став невидимкой, ученый чувствует себя всесильным и задумывается о мировом господстве. Начав с мелкого хулиганства, он совершает серию убийств и устраивает крупную катастрофу на железной дороге. Полиция и бывшие коллеги безумца кажутся бессильными перед его жестокими выходками. Удастся ли сыщикам сорвать планы опасного экспериментатора? Материал подготовлен сообществом Art Traffic. Культура. Искусство